letka_enka: (прямо перед)
[personal profile] letka_enka
Копакабана была нашим первым городом в Боливии, который мы увидели. Я не считаю за визит в Ла Пас аэропорт и ядерно страшные окраины, в Ла Пасе мы побывали потом, и даже два раза. Копакабана находится на высоте 3800 м над уровнем моря и это главный город на озере Титикака с боливийской стороны. Население около 6000 тыс. жителей и на их фоне резко выделяются толпы молодых туристов с рюкзаками. Самое важное наблюдение о туристах в Боливии, а мы видели их/нас за 6 дней немало - это то, что там нет детей, стариков, а также толстых. Все (ну ладно, 95%) - это молодые и худые ребята околостуденческого возраста с рюкзаками. Мы были там одними из самых старших. Это может показаться необычным, ведь мы были не в суровых джунглях, а просто ездили на автобусах, маршрутках, джипах и лодках. Ничего экстремального... Но на деле Боливия - это действительно страна, куда стоит ехать строго без маленьких детей, без лишнего веса и других проблем со здоровьем, с рюкзаками и без особенных претензий на уют. Слабый в Боливии не выживет, поскольку горная болезнь + пыльный удушливый воздух пустыни Альтиплано + отсутствие возможности помыться и прочих человеческих радостей могут сломить почти любого. Рассматривая фотографии, я в восхищении, что побывала в Боливии, и я очень советую поехать туда всем, кто подходит под вышеуказанные критерии, но сама я больше туда не хочу, одного раза для получения многогранных впечатлений вполне хватило. Мы не были в джунглях Амазонии? Не страшно, а если уж мы захотим в джунгли, то полезем туда с бразильской стороны.

Вид с горы на Копакабану. Выше влезть я не решилась, поскольку была одна, в неподходящей для лазанья обуви и с большим фотоаппаратом.




Мы вышли из маршрутки и побрели по направлению к воде, по дороге подыскивая место для завтрака. Увидели и сфотографировали церковь. Оказывается, это была главная базилика города (Basilica of Our Lady of Copacabana) имени покровительницы и это известное святое место у паломников в Боливии.




На площади, где находится базилика, было много разных кафе и магазинчиков. Мы нашли открытую с названием "Pan America Bakery and Pizzeria" и зашли туда. За прилавком была женщина совершенно неболивийского вида, но я уже так устала пытаться хоть кого-то сподвигнуть говорить со мной по-английски, что заказ машинально сделала по-испански. А женщина, пока готовила заказ, о чем-то разговаривала с мужчиной, сидящим рядом с ней. И разговаривали они на смеси испанского и английского! С. решил их спросить, откуда они. Выяснилось, что они американцы, они уже довольно давно живут в Копакабане, и кафе - это всего лишь дополнительное направление их деятельности, а главным образом они миссионеры и обучают детей. Нам был продемонстрирован толстый альбом со счастливыми лицами обучаемых. Мы благоразумно решили не спрашивать, к какой конфесси они относятся, а то мы застряли там на лекции еще надолго, а нам надо было держать путь дальше. Мы оставили им отзыв в книге на русском языке, потому что хозяйка очень любит отзывы на разных языках. Для нас было большим счастьем пообщаться с кем-то по-английски и получить пару советов по ориентации в городе. Еда была нормальная, цена ниже среднего для Боливии: я съела киш, а С. слойку с мясом до конца не доел, ему помогала я, потому что в тот момент С. уже начала накрывать "горнячка". Завтрак на двоих обошелся нам в 40 BOP (около 6 долларов). Кофе в этом кафе был поганый, но справедливости ради надо сказать, что в Боливии вообще весь кофе был поганый: эдакая коричневая бурда с молоком, причем еще и не горячая. Кстати о кофе: в Чили и Эквадоре я тоже ни разу не пила нормального кофе, только в Бразилии в аэропорту был неплохой. Южная Америка - это континент кофе, но нормальный кофе там отыскать тяжело. Лучший кофе, который я там пила - это тот, что я молотым привезла из Германии и что я сама себе варила по утрам в русской турке.
После завтрака мы сразу же купили в аптеке таблетки от горной болезни. Предупрежден - значит вооружен!



Найти пирс от остановки маршрутки было очень простым и интуитивно понятным делом. Нужно было просто идти вниз по единственной главной улице, усыпанной пестрыми сувенирными магазинчиками и кафешками для туристов на любой вкус. В одной из контор по продаже билетов на лодки, экскурсионные маршруты и туристические автобусы мы купили себе простые билеты на остров Солнца в один конец. Сколько точно стоили билеты, я уже не помню, но что-то вроде 30-40 BOP за двоих. Мы оставили рюкзаки в туристической конторе и пошли гулять. Поездка на остров Солнца у нас тоже была запланирована, так же, как и ночевка там. Если бы мы были на озере чуть дольше, то можно было бы еще сплавать на остров Луны, но на него времени уже не оставалось.




До отплытия у нас было еще около 3 часов. И хотя у С. уже началась горная болезнь, мы все-таки решили прогуляться. А тут она! Гора! Та самая, с которой все делают знаменитые фото с видами Копакабаны. Значит, и нам туда надо! Все равно мы уже были готовы погибнуть от горной болезни, так зачем терять время и сидеть возле пирса, если сам город в любом случае уже на высоте 3800 м?!







И мы пошли гулять по лесу по горе. У нас с С. есть шутка, которая прижилась после прохождения маленького и крайне дурацкого теста во времена медведо-юмора: "Какой вы медвед". Там были 3 лаконичных вопроса:
1) где вы любите гулять? (правильный ответ "в лису")
2) что вы думаете о людях? ("они такие забавные!")
3) как вы их приветствуете? ("превед111!!!")
Так вот я неплохой медвед и действительно люблю гулять ВЛИСУ!!! В том числе в боливийском лесу у подножия горы.














 



Примерно в этот момент у С. закончилось здоровье и он был вынужден сесть на пенек съесть пирожок на камень и страдать от горнячки. А у меня в тот момент еще не накрыло, и я продолжила скакать по горам и снимать пейзажи.  На первом фото С. сидит так, как я его оставила, а на втором лежит так, как я его нашла, когда слезла с горы.
Что мы знали о горной болезни до этого? Не так много, хотя меня однажды разбило от нее очень сильно. Мы были в Швейцарии в Альпах с Маринкой и Машей и поднимались на Кляйн Маттерхорн (3885) из Церматта (1600). Сверху было пронзительно красиво и удивительно по-зимнему ясно, хотя это был май. На смотровой площадке я чувствовала себя нормально, хотя и выглядела по словам Маринки как пленный француз. Проблемы начались, когда мы спустились вниз в деревню. Вот там-то меня и разбило: сильная тошнота, дурнота и головные боли, и я ничего не могла с этим поделать до самого вечера. Отпустило меня только утром следующего дня. Из-за этих неприятных воспоминаний я даже отказалась потом подниматься на Цугшпитце, когда мы были в Альпах с семьей.




Мы с С., конечно, ожидали, что в Боливии нам может быть плохо, ведь все наше пребывание там мы должны были быть в высокогорной части страны: Ла Пас (3600), Титикака (3800), Уюни и солончаки (3650-4300). Путешественникам, желающим насладиться высокогорной Боливией, обычно настоятельно рекомендуют прилетать в более низкорасположенные области, и постепенно продвигаться в высокие. А если уж так получилось, что сразу пришлось начать свой визит на высоте, то первые несколько дней нужно ничего не делать, по возможности просто лежать в отеле и привыкать к высоте. Все это мы знали, но у нас не было нескольких дней, чтобы просто лежать в отеле. Это только кажется, что месяц в Южной Америке - это очень много. На самом деле, это совсем чуть-чуть, и мы не хотели терять драгоценное время. Поэтому я читала советы, как бороться с горной болезнью и выписывала волшебные слова: "Mate de Coca. Sorojchi Pills". Туристам рекомендуют пить чай из листьев коки, его можно получить в любом кафе, а также купить чайные пакетики в любом магазине. Кокаин обладает стимулирующим действием и должен по идее подавлять реакцию на высоту. Местные жуют листья коки, чтобы быть в состоянии работать по 18 часов без перерыва, поскольку кокаин отбивает аппетит и чувство усталости. В Боливии своеобразное трудовое законодательство, но там весьма неплодородные земли и плохо развитая промышленность. Чтобы выжить, нужно работать много, и без коки этого, очевидно, не сделать. Свою первую же чашку чая из коки мы выпили в кафе у американцев после кофе. На вкус довольно противно, но если представить себе, что это лечебный чай, то пить вполне можно, это не хуже травяных настоев, которыми поят детей в детстве при болезнях. И вот что удивительно: на меня чай из листьев коки не оказывал вообще никакого действия. Меня как накрыло, так и не отпускало до самого конца. А на С. листья коки действовали очень локально: они не помогали от горнячки, зато убили у него аппетит, да так основательно, что его пришлось еще восстанавливать и в Бразилии, и даже уже дома в Германии. Есть ему не хотелось вообще, только по сильной головной боли он определял, что забыл поесть, а до этого - никаких нормальных реакций организма на отсутствие пищи.



Я почти все время в Боливии сидела на таблетках сорохчи (вот только что нашла даже сайт этих таблеток с дивной рекламой!). Они продаются в любой аптеке поштучно, пить их нужно/можно 3 раза в день. С. пил их со мной первые пару дней, а потом перестал. За исключением отсутствующего аппетита он был более или менее в порядке. А я пробовала отказаться от зависимости, но как только я переставала пить волшебные капсулы, мне становилось хуже. И судя по отклику С. была злая как волчица, р-р-р!!!



Мое последнее селфи в Боливии до горной болезни. А также это моя последняя фотография в помытом виде. Следующее помытое фото у меня будет через 5 суток, т.е. в день перед отъездом из Боливии. Что такое боливийский душ, мы в ту поездку вкусили сполна, точнее так: С. еще рискнул пару раз вкусить, а я предпочла более суровый вариант, и не мылась с 18 (последний раз в Эквадоре) по 25 октября вообще. Это была вынужденная мера, но я была слегка простужена, страшно мучалась от горной болезни, к вечеру в Боливии очень холодно, и я не могла замотивировать себя пойти мыться под холодной водой. Я понимала, что последствия такого мыться могут быть хуже, чем если я просто не буду мыться вообще. Горячая вода у нас теоретически должна была у нас быть 4 ночи из 5, что мы ночевали не в самолете или в автобусе, но была только в самом последнем хостеле :( Но нам ли, которые даже в Германии как-то раз на 9 дней остались не просто без горячей воды, но еще и без электричества в собственной квартире, а потом жили там еще целую зиму, а нагреватель работал лишь условно, бояться отсутствия горячей воды? Честно говоря, если бы я совсем не мучалась от горной болезни или наелась бы более сильнодействующих грибов, то мне было бы все равно, что помыться я не могу.



Копакабана с горы особенно красива и остановиться делать похожие фотографии невозможно. Я не долезла до самой вершины горы: я шла со стороны, где нет тропинки, а карабкаться по осыпающемуся склону в не предназначенных для этого тапочках, одной, без надежных рук С. и с огромным фотоаппаратом на шее я не рискнула. Тем более, что нужно было спуститься и посмотреть, как там С. Туристов по горе бегало очень мало, я видела издалека двух-трех человек, хотя в городе на главной улице были толпы наших собратьев.








В Боливии в пределах высокогорий Альтиплано очень стабильная погода: днем круглый год +15+20, а ночью температура падает до +2+12 градусов в зависимости от сезона. И хотя ночью температура не такая уж низкая, в сочетании с высокогорьем это приводит к тому, что находиться на улице ближе к ночи лучше не стоит, по крайней мере, точно не на солончаках. Вода в Титикаке весь год около 10-12 градусов, но по ночам вода у берегов нередко покрывается льдом. Растительность не отличается слишком большим разнообразием, но я все-таки нашла пару видов цветов. Еще, что удивительно, на берегах на такой высоте встречаются не просто деревья, но даже целые рощицы. На Маттерхорне на этой же высоте полярная пустыня и вообще вечнозеленый ледник.

 


Мы спустились вниз, и тут подруга-горнячка подобралась и ко мне. До отплытия было еще больше часа, а ничего не хотелось, если только полежать где-то. И хотя было уже обеденное время, мысль о еде особенного энтузиазма не вызывала, даже у меня. Поэтому мы лежали на каменной лавке недалеко от пирса и ждали отплытия. В какой-то момент, вспомнив об острой нехватки еды на Исабеле, я решила, что должна заставить себя сходить за фруктами на рынок, пока мы не уплыли с континента на остров и оставила С. лежать одного.


Рынок в Копакабане расположен в каменном здании-шатре и весьма живописен. Сама я стеснялась фотографировать места, где есть люди, чтобы не обижать их метафизические чувства, но многие другие путешественники не слишком стеснялись, поэтому я нашла несколько хороших красочных фото рынка. Я не ожидала после Эквадора и особенно после Галапагосских островов, что выбор овощей и фруктов в Боливии меня может порадовать. А выбор вот взял и порадовал! Я нигде в мире больше не видела таких огромных и спелых авокадо.... Ах, ну почему мы не остались пожить на озере пару дней в каком-нибудь месте, где можно готовить самим? Я бы тогда обязательно накупила разных овощей и фруктов и можно было бы насладиться боливийской фауной. А так мне оставалось только пощупать красивые авокадо, полюбоваться на буйство красок на рынке и купить 4 манго: 2 небольших и 2 миниатюрных.





На улицах было много палаток с "хрустяшками". Я до сих пор не знаю, что это было, нам обоим было слишком дурно, чтобы решиться выбрать на пробу пару сортов, но многие боливийцы покупают внушительные кульки этих хрустяшек с собой в дорогу. Они бывают разные, некоторые по виду напоминают что-то бобовое, некоторые - поп-корн, а некоторые что-то совершенно странное.



Но пришло время ехать на остров Солнца. Мы так не смогли пообедать, и поэтому решили, что просто съедим хлеб и консерсы из тунца, привезенные с Галапагоссов. И пока мы ждали отправления лодки, мы как раз успели пообедать, точнее, запихнуть в себя какую-то еду.
Лодка от Копакабаны до южного порта острова Солнца Yumani идет примерно 1.5 часа. Красивые виды по дороге были только в начале и ближе к концу поездки, а так нужно просто сидеть и терпеть. Чтобы к горной болезни не добавилось еще и укачивание, мы закинулись колесами по полной. Лодку. конечно, качало неприятно, но на обратном пути мы обошлись без колес.
В лодке с нами ехало много французов. Вторым по частоте языком был английский. Немецкий мы слышали не очень много, меньше, чем, скажем, в Эквадоре. Русского я языка за все время не слышали ни разу. И если мы где-то говорили, что мы из России, то это вызывало сильное удивление.




This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

letka_enka: (Default)
letka_enka

February 2022

S M T W T F S
  1 2 3 45
6 7 8 9 10 11 12
1314 15 1617 1819
2021 22 23242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 16 Jul 2025 14:48
Powered by Dreamwidth Studios